МБОУ «СОШ № 8 имени Бусыгина М.И.»
город Усть-Илимск, Иркутская область
  • Пожарная безопасность в образовательных учреждениях

    Изображения.

    Пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

    Опасные факторы пожара - условия, возникающие на пожаре и угрожающие физическими и химическими свойствами людям и материальным ценностям. При возникновении пожара интенсивно образуется СО, чтобы не потерять сознание важно, как можно быстрее оказаться на улице или в помещении со свежим воздухом.

    Нельзя ходить в задымленном помещении в полный рост: дым всегда скапливается в верхней части комнаты или здания, поэтому лучше пригнуться, закрыв нос и рот платком, и выбираться из помещения.

    В каждой школе назначается сотрудник, ответственный за пожарную безопасность (ПБ), в обязанности которого входит контроль за соблюдением противопожарного режима.

    Общие противопожарные мероприятия:

    • Установить огнетушители, пожарные краны, ведра, ящики с песком, емкости с водой, закупить противопожарные одеяла.
    • Смонтировать системы аварийного освещения, обнаружения задымления и возгорания, приборы противопожарной сигнализации.
    • Обучить правилам поведения при обнаружении возгорания, действиям во время срабатывания сигнализации.
    • Разместить на каждом этаже школы план эвакуации на стене у выхода.
    • Обустроить аварийные выходы дверями, открывающимися наружу, покрытие пола должно быть прочно зафиксировано, на лестничных маршах должны быть перила, выходы нельзя загромождать посторонними предметами.
    • Создать стенды с информацией о требованиях к пожарной безопасности.
    • Обеспечить беспрепятственный проезд для пожарных машин.
    • Хранить легковоспламеняющиеся жидкости- бензин и керосин в специально отведенных для этого местах. Запрещено оборудовать склад горючих веществ в здании школы.

    Работа с детьми

    В целях профилактики на классных часах проводятся разъяснительные беседы педагогов о важности их соблюдений в школе, дома, на природе.

    Для просветительской работы с детьми сотрудники МЧС рассказывают об опасности игры с огнем, проблемах из-за неправильного тушения костров и несоблюдения мер безопасности при использовании бытовой техники, обсуждают возможности недопущения таких ситуаций, приводят примеры из жизни. Такие занятия являются эффективным воспитательным средством. Во избежание паники среди школьников и персонала, для отработки порядка действий не реже одного раза в полгода в школе проводят противопожарные учения, в ходе которых включают сирены, производят организованную эвакуацию.

    Размещение плакатов с правилами противопожарной безопасности в холле, коридорах, перед входом в столовую, в кабинете технологии, НВП, ОБЖ, физики, химии является важной профилактической мерой.

    За счет установки пожарных щитов, оснащенных первичными средствами тушения огня, к которым относятся песок, ручные огнетушители имеется возможность ликвидировать небольшие возгорания, препятствовать распространению огня до прибытия пожарных.

    Инструкция по пожарной безопасности для учащихся

    Общие требования безопасности:

    Во время уроков и в свободное время учащиеся должны соблюдать требования разработанной инструкции согласно «Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации».

    Старшеклассники обязаны знать места первичных средств пожаротушения и правила их использования, способы выхода из школы при возникновении пожара, согласно плана эвакуации, утвержденного директором.

    Если возникло возгорание или запах дыма следует незамедлительно сообщить преподавателю или работнику школы.

    Запрещается:

    • использовать в школе легковоспламеняющиеся, взрывоопасные, горючие материалы.
    • оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы.
    • разводить костры.
    • использовать пиротехнические средства.
    • курить.

    Действия учащихся при пожаре:

    В случае появления открытого пламени, запаха гари, задымления немедленно сообщить работнику образовательной организации.

    • Строго выполнять правила ПБ и распоряжения учителя.
    • Не поддаваться панике. Внимательно выполнять указания работников школы.
    • Соблюдать порядок эвакуации, не бегать, помогать младшим школьникам.

    Без разрешения администрации школы, учащиеся не участвуют в тушении пожара и эвакуации имущества. О причиненных травмах учащиеся сразу сообщают работникам школы.

    Пожарная безопасность в кабинетах физики, химии и производственных мастерских

    Из всех школьных помещений наиболее потенциально пожароопасны кабинеты физики, химии и производственные мастерские, так как именно здесь имеются горючие и легковоспламеняющиеся вещества и материалы, газовые горелки, спиртовки, электроплитки и т. п.

    Классные доски, парты, шкафы, столы располагаются и содержатся с таким расчетом, чтобы проходы между ними, ведущие к эвакуационным выходам из кабинетов, лабораторий, производственных мастерских были свободны.

    В школьных столярных и механических мастерских должен строго соблюдаться противопожарный режим. Прежде чем приступить к работе в мастерских, где есть электрооборудование, необходимо изучить инструкции и выполнять установленные правила эксплуатации электрооборудования. Уборку мусора и отходов необходимо проводить после каждого занятия. Запас материалов в мастерской не должен превышать количества, которое требуется для проведения занятий на один день. Нельзя в столярных мастерских сушить заготовки и древесину на печах, окрашивать изделия нитрокрасками.

    После занятий следует тщательно убрать помещение, а промасленные тряпки и ветошь собрать в специальный металлический ящик с всегда закрытой плотной крышкой. Во избежание самовозгорания в конце дня содержимое ящика должно удаляться за пределы здания.

    Преподаватель химии (лаборант) перед началом занятий должен включить вентиляцию; убедиться в наличии и исправности средств пожаротушения. В начале занятий в кабинетах физики и химии учащихся следует проинформировать о пожарной опасности веществ, применяемых для очередных учебных целей. Пользоваться пожароопасными веществами и нагревательными приборами учащимся в отсутствие преподавателя запрещается.

    В химических лабораториях загорание может произойти даже без участия человека. Многие из применяемых химических веществ и реактивов обладают пожаро- и взрывоопасными свойствами, являются сильными окислителями, восстановителями или неустойчивыми при хранении веществами.

    Требуется соблюдать правила хранения таких веществ и материалов, иначе могут быть нежелательные последствия: взрыв, самовоспламенение и т. п. Опасные при взаимодействии вещества должны храниться раздельно, в соответствующей упаковке и в допустимых количествах. Необходимо следить за тем, чтобы на упаковках всех реактивов имелись четкие этикетки, включающие знаки безопасности.

    В лабораториях и других подобных помещениях допускается хранение легковоспламеняющихся жидкостей (ЛВЖ) и горючих жидкостях (ГЖ) в количествах, не превышающих сменную потребность. Доставлять жидкости в помещения следует в закрытой безопасной таре.

    Эфиры, спирты, бензин, керосин являются крайне огнеопасными в обращении жидкостями. Воспламенение их паров может произойти от горящей свечи, зажженной спички, случайной искры от обувных набоек, наждака. Поэтому данными жидкостями следует пользоваться крайне осторожно, использовать их в строго ограниченных количествах. Не разрешается учащимся самостоятельно заправлять ими нагревательные приборы.

    Запрещается тушение водой ряда веществ и жидкостей (натрий, магний, бензин, керосин), а также электрооборудования, находящегося под напряжением. Поэтому в химических и физических лабораториях, в производственных мастерских должны быть соответствующие средства пожаротушения, например, такие, как порошковый, воздушно-пенный, хладоновый огнетушители, асбестовая кошма, песок. Ответственными за пожарную безопасность таких лабораторий и мастерских должны быть компетентные специалисты.

    Соблюдение указанных мер обеспечит нормальные с точки зрения пожарной безопасности условия занятий в химических и физических кабинетах, в производственных мастерских.

    Кинопоказ

    Для демонстрации учебных фильмов в школах в основном используются видеомагнитофоны и DVD-проигрыватели, но в некоторых школах все еще эксплуатируются киноустановки.

    Демонстрация фильмов на широкопленочной аппаратуре в зданиях школы может быть разрешена только из киноаппаратной, оборудованной в полном соответствии с требованиями пожарной безопасности.

    Следует иметь в виду, что кинопоказ может быть разрешен только в помещениях первого этажа. Исключение составляют помещения, имеющие под зрительным залом негорючие перекрытия и не менее двух выходов. Если помещение не удовлетворяет требованиям пожарной безопасности, проведение в нем киносеансов, спектаклей и вечеров не разрешается.

    Показ учебных кинофильмов для школьников в классе разрешается только на узкопленочной аппаратуре. В этом случае присутствовать на просмотре фильма может только один класс, кинопроектор следует устанавливать так, чтобы он находился в противоположной стороне от выхода. Выход из помещения, где производится показ фильма, должен быть наружу, в коридор или на лестничную клетку.

    В помещении, где проводится показ кинофильма, электропроводка должна соответствовать Правилам устройства электроустановок (ПУЭ).

    Предназначенные для демонстрации фильмокопии должны храниться в специальных металлических коробках или фильмотеках. В школах, где практикуется показ учебных фильмов, разрешается хранить не более 10 фильмокопий в шкафах, закрытых на замок. Стоять в проходах класса, где идет демонстрация кинофильма, не разрешается.

    В зале для кинопоказа стулья в каждом ряду должны быть скреплены между собой.

    В классе, в зале во время показа кинофильма, спектакля, проведения праздничного вечера, дискотеки должен обязательно присутствовать преподаватель или воспитатель, который несет ответственность за пожарную безопасность. В это время ни в коем случае нельзя закрывать на замок эвакуационные выходы из помещения.

    Правила пожарной безопасности в образовательных учреждениях

    Во избежание пожара в школе весь персонал школы:

    • соблюдает правила пожарной безопасности.
    • следит, чтобы на территории школы не скапливались горючие отходы.
    • своевременно убирает и вывозит с территории школы мусор, тару и сухую растительность необходимо. По законодательству сжигать листву и мусор запрещено, ведь помимо пожароопасной ситуации это повышает углекислый газ в воздухе, усиливает парниковый эффект и глобальное потепление. (Федеральный Закон РФ № 89 от 24.07.1998 г. «Об отходах производства и потребления).
    • регулярно контролирует состояние дорог и подъездов к школе, чтобы они не были загромождены автотранспортом, обеспечивает беспрепятственный доступ проезда пожарных машин на территорию школы.
    • рпри пожаре больших размеров, использует местные водоемы, пруды, резервуары, водопроводы с сетью пожарных гидрантов, за которыми обеспечивается соответствующий досмотр и уход.
    • рследит, чтобы крышки смотровых колодцев подземных пожарных гидрантов не были засыпаны землей и мусором, покрыты льдом и снегом. На стене ближнего строения должен быть указательный знак с координатами расположения гидранта относительно строения.

    Порядок эвакуации из образовательных учреждений

    При пожаре в первую очередь, вызывают пожарную охрану и организуют эвакуацию всех школьников. В плане эвакуации указывают места с возможностью оповещения о пожаре. Для выхода из горящего здания указывают пути эвакуации и эвакуационные выходы.

    План эвакуации имеет текстовую и графическую часть с поэтажной планировкой здания. Главное на плане стрелками указать направление движения по путям эвакуации с наименованием помещений, пронумеровать эвакуационные выходы и лестницы, указать места нахождения ручных пожарных извещателей, телефонов, огнетушителей, пожарных кранов, других средств противопожарной защиты. Основные пути обозначают сплошными зелеными линиями со стрелками, резервные - пунктирными линиями со стрелками.

    План эвакуации в рамке вывешивается при входе на этаж. Пояснительная часть плана эвакуации в виде таблицы с перечнем и порядком действий при пожаре, должностями и фамилиями исполнителей утверждается руководителем объекта.

    Примерный перечень действий:

    • Первым делом нужно вызвать пожарную охрану. Для быстроты и четкости готовят текст вызова.
    • При обнаружении возгорания вахтер должен дать оповещающий звонок или в словесной форме оповестить об эвакуации спокойным и внушительным тоном по громкоговорящей сети. Благодаря установленной системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), заранее подготовленный текст транслируется по всем помещениям здания. электрические устройства должны эксплуатироваться в автоматическом режиме и круглосуточно находиться в рабочем состоянии.
    • Ответственными за учеников считается учитель, проводивший урок на момент поступления сигнала о пожаре. сначала выводят учащихся, которые оказались ближе всего к источнику возгорания.
    • В задымленном помещении используют простейшие средства защиты органов дыхания.

    Во время проведения эвакуации детей преподаватели обязаны:

    • прекратить уроки;
    • быстро одеть детей;
    • указать направление движения и место сбора;
    • согласно плану эвакуации: открыть двери по направлению движения и вывести детей;
    • после выхода из класса обязательно нужно закрыть дверь и окна в кабинет, чтобы снизить интенсивность распространения огня.
    • провести детей в безопасное место, указанное в плане эвакуации;
    • вести контроль состояния здоровья и психологического состояния обучающихся, при необходимости оказать первую помощь;
    • проверить наличие детей по списку и результаты доложить директору.
    • привлекать старшеклассников для помощи в одевании учащихся начальной школы, вызове «скорой помощи» для пострадавших.

    В каждом здании школы должно быть не менее двух эвакуационных выходов.

    Открытие дверей на путях эвакуации должно быть по направлению выхода из здания. Запоры на них должны свободно открываться изнутри без ключа.

    Если запасные выходы закрываются на внутренний механический замок по согласованию с Государственной противопожарной службой МЧС России, то на каждом этаже должен быть ответственный дежурный с комплектом ключей от всех замков на дверях эвакуационных выходов. Вторые комплекты ключей с обозначением принадлежности соответствующему замку хранятся в помещении дежурного по школе.

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie», чтобы пользоваться сайтом было удобнее. Вы можете запретить обработку cookies в настройках браузера. Подробнее в Политике